Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Администрация Калязинского района
официальный сайт
  • Главная

Волжский межрегиональный природоохранный прокурор разъясняет

РАЗЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Федеральным законом от 03.08.2018 № 321-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Федеральным законом, в частности:
- устанавливается порядок посещения особо охраняемых природных территорий;
- уточняются правовое положение заповедников и национальных парков;
- устанавливается, что земельные участки заповедников и национальных парков не подлежат отчуждению из федеральной собственности;
- вводится запрет на изменение целевого назначения земель заповедников;
- снимается запрет на заготовку пищевых лесных ресурсов в зоне традиционного природопользования национального парка, предназначенной для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов;
- уточняются правила пребывания физических лиц на территории национальных парков, в том числе физических лиц, проживающих на его территории, и лиц, относящихся к коренным малочисленным народам;
- вводятся запреты на строительство новых объектов спорта (являющихся объектами капитального строительства), размещение скотомогильников и создание объектов размещения отходов на территориях национальных парков;
- уточняются полномочия государственных инспекторов, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Федеральным законом от 29.07.2018 № 252-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и статьи 1 и 5 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ"
Устанавливается, что объекты I категории, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, виды которых устанавливаются Правительством РФ, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов и сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на основании программы создания системы автоматического контроля.
Вводятся требования к программам создания системы автоматического контроля, в которой должны определяться, помимо прочего, стационарные источники и показатели выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, подлежащие автоматическому контролю, места и сроки установки автоматических средств измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также технических средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состав и форма передаваемой информации.
Правительство РФ наделяется полномочиями по утверждению правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений об оснащении объектов негативного воздействия системами автоматического контроля, вступающих в силу с 1 января 2019 года.
 
 Тверской межрайонный
природоохранный прокурор советник юстиции Д.Е. Плеханов

Тверская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку исполнения лесного законодательства.

Установлено, что на землях государственного лесного фонда Яконовского участкового лесничества ГКУ «Торжокское лесничество Тверской области» совершена незаконная рубка лесных насаждений.

Лесному фонду причинен особо крупный ущерб в размере более 1 млн. рублей.

По направленным природоохранным прокурором материалам проверки в порядке ч.2 ст. 37 УПК РФ следственным органом возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 Уголовного Кодекса Российской Федерации (незаконная рубка лесных насаждений).


Во исполнение Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в целях информирования населения о состоянии преступности в отдельных субъектах РФ и в стране в целом разработан Публичный портал правовой статистики Генеральной прокуратуры (адрес в сети Интернет: crimestat.ru).
Материалы, публикуемые на портале, демонстрируют динамику показателей по категориям преступлений, их социально-криминологической характеристике, результаты расследования. Размещённая информация основывается на показателях государственной статистической отчетности и международных организаций.
Для наилучшего использования основные сведения по рассматриваемым вопросам формируются в ежемесячных информационно-аналитических сборниках.
Указанные сведения предоставляются в открытых форматах и могут служить в качестве исходных данных для последующего использования.
Портал может быть полезен как для граждан, так и для общественных организаций, представителей СМИ и бизнеса, органов государственной власти.
  
Тверской межрайонный
природоохранный прокурор советник юстиции   Д.Е. Плеханов
 


Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура провела проверки


 Тверская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку исполнения законодательства об охране вод.

Установлено, что в акватории р. Малая Пудица, входящей в бассейн реки Волги, находится затопленное плавсредство - пароход «Достоевский» размером 50м на 10м, принадлежащий ЗАО «Орлан».

С целью устранения нарушений закона природоохранный прокурор обратился с иском в суд об обязании закрытого акционерного общества освободить береговую полосу и акваторию водного объекта от затопленного плавсредства.

Решением суда требования прокурора удовлетворены.

В настоящее время нарушения закона устранены. Береговая полоса и акватория р. Малая Пудица очищена от плавсредства.

 Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой рассмотрено обращение гр. Н по вопросу размещения несанкционированной свалки бытовых отходов в д. Никола Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области.

В ходе проверки факт несанкционированного складирования отходов в д. Никола Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области подтвердился.

В связи с изложенным, прокуратурой главе администрации Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области внесено представление с требованием принять меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих.   

 

Тверская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку исполнения лесного законодательства.

Установлено, что на землях государственного лесного фонда Яконовского участкового лесничества ГКУ «Торжокское лесничество Тверской области» совершена незаконная рубка лесных насаждений.

Лесному фонду причинен особо крупный ущерб в размере более 1 млн. рублей.

По направленным природоохранным прокурором материалам проверки в порядке ч.2 ст. 37 УПК РФ следственным органом возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 Уголовного Кодекса Российской Федерации (незаконная рубка лесных насаждений).

 

 Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена плановая проверка исполнения законодательства в сфере очистки акваторий водных объектов от вышедших из эксплуатации плавсредств.

Установлено, что в границах Юрьево-Девичьевского сельского поселения Конаковского района Тверской области на правом берегу в устье р. Созь в районе   д. Сурсова Конаковского района Тверской области находится полузатонувшее плавсредство – баржа.

В связи с выявленными нарушениями Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой в Конаковский городской суд Тверской области направлено исковое заявление требованием обязать администрацию Юрьево-Девичьевского сельского поселения Конаковского района Тверской области освободить береговую полосу и акваторию р. Созь                                            от полузатопленного плавсредства, баржи-площадки. 

Решением Конаковского городского суд Тверской области исковое заявление Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворено в полном объеме.

Решение суда исполнено, береговая полоса и акватория р. Созь освобождена  от полузатопленного плавсредства, баржи-площадки.

 

В ходе выезда факт несанкционированного складирования отходов на территории гослесфонда подтвердился.

Из заключения по результатам проведения лабораторных исследований, измерений, испытаний филиала ЦЛАТИ по Тверской области следует, что отходы, размещенные на указанных лесных участках, относятся к IV и V классу опасности окружающей среды.

Согласно расчета Лихославльского отдела лесного хозяйства                                 ГКУ «Торжокское лесничество Тверской области» Тверской области ущерб лесам в результате их захламления бытовым и строительным мусором составил 69 395 165 рублей.

В связи с изложенным Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой материалы проверки в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлены в Калининский Межрайонный следственный отдел Следственного Управления Следственного комитета Российской Федерации по Тверской области для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства по ч. 2 ст. 247 УК РФ.

 


Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура разъясняет

Федеральным законом от 28.12.2017 № 422-ФЗ внесены изменения изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законом уточняется состав материалов, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
Исключается требование о передаче на государственную экологическую экспертизу федерального и регионального уровня проектной документации объектов, капитальный ремонт которых планируется осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий.
Федеральным законом предусматривается перенос с 1 января 2018 года на 1 января 2019 года вступления в силу положений Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в части:
отнесения к объектам государственной экологической экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории;
обязательного оснащения стационарных источников объектов I категории (объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий) автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ.

Приказом Минприроды России от 21.08.2017 № 452 утвержден перечень информации, включаемой в отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении, формы и порядка представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, а также требований к формату отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении в электронной форме.
Так в отчете должна содержаться информация о: заготовке семян лесных растений для лесовосстановления и лесоразведения; заготовке семян лесных растений на объектах постоянной лесосеменной базы; заготовке улучшенных и сортовых семян лесных растений; создании лесосеменных плантаций; создании постоянных лесосеменных участков; отборе плюсовых лесных насаждений; отборе плюсов деревьев; создании маточных плантаций; создании архивов клонов плюсовых деревьев; создании испытательных культур; создании популяционно-экологических культур; создании географических культур; выращивании стандартного посадочного материала деревьев и кустарников для лесовосстановления и лесоразведения; посеве семян в питомниках; лесовосстановлении; дополнении лесных культур; уходе за лесными культурами; подготовке почвы под лесные культуры; лесомелиоративных работах; уходе за лесами;
 лесоразведении; переводе лесных культур в покрытые лесной растительностью земли по результатам хозяйственной деятельности; о вводе молодняков в категорию хозяйственно-ценных древесных насаждений земли по результатам хозяйственной деятельности.
Отчет должен предоставляться ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом. В случаях, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в течение года не предусмотрены мероприятия по воспроизводству лесов и лесоразведению, отчет не предоставляется.
К отчету должны прилагаться материалы фото-, видеофиксации, дистанционного зондирования участка, на котором выполнены мероприятия по лесовосстановлению.
Отчет подписывается руководителем юридического лица, гражданином (индивидуальным предпринимателем), представляющим соответствующий отчет.
Утратившим силу признан Приказ Минприроды России от 20.01.2015 N 28 «Об установлении Порядка представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении и его формы».

Приказом Минприроды России от 12.07.2017 № 403 утвержден порядк организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды.
Указанные инспекторы оказывают содействие Росприроднадзору, Рослесхозу, их территориальным органам, региональным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный экологический надзор и федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).
Гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, намеренный оказывать указанным органам содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе, подает в соответствующий орган государственного надзора заявление в произвольной форме о присвоении ему статуса общественного инспектора по охране окружающей среды.
Поступившее заявление в течение 3 рабочих дней передается на рассмотрение в комиссию по организации деятельности общественных инспекторов. Комиссия в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления рассматривает его и принимает решение о проведении заседания с участием гражданина с целью оценки его знаний. В случае если гражданином даны ответы на все заданные вопросы, комиссия принимает решение о присвоении ему статуса общественного инспектора.
Срок действия удостоверения общественного инспектора составляет 1 год и может быть продлен. Форма удостоверения приведена в приложении к приказу.

Федеральным законом от 20.12.2017 № 412-ФЗ внесены изменения в ст. 258.1 Уголовного кодекса РФ, которыми усилена уголовная ответственность за незаконную добычу и оборот особо ценных видов диких животных, водных биологических ресурсов, занесенным в Красную книгу.
Установлена уголовная ответственность за незаконные добычу, приобретение, хранение, перевозка, пересылка особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, охраняемым международными договорами Российской Федерации, если указанные действия были совершены с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет» (ч. 2 ст. 258.1 УК РФ) наказываются:
— лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двух миллионов рублей
— или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
 
Приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации                            и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
Согласно требованиям программа производственного экологического контроля должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты) обязаны ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным предоставлять отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. Отчет предоставляется лицами, осуществляющими деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категорий, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления деятельности; а лицами, осуществляющими деятельность на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, - в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ. Отчет может быть направлен в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя юридического лица или уполномоченного им должностного лица или индивидуального предпринимателя.
 
Приказом Минприроды России от 20.12.2017 N 693 утверждены типовые договоры аренды лесных участков.
Утверждены 16 типовых договоров аренды лесных участков, в том числе, для заготовки древесины, живицы, для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и др.
В приложениях к договорам приведены образцы необходимых документов.
Приказ вступает в силу с даты вступления в силу Постановления Правительства РФ о признании утратившим силу Постановления Правительства РФ от 21.09.2015 N 1003 «О типовом договоре аренды лесного участка».
 
Постановлением Конституционного Суда от 30.03.2018 № 14-П                   «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 43 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой некоммерческого партнерства "Спортивно-охотничий клуб "Румелко-Спортинг».
Конституционный Суд РФ признал часть 3 статьи 43 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования неопределенность ее нормативного содержания порождает возможность неоднозначного решения вопроса о субъекте, обязанном приобретать лекарственные средства ветеринарного назначения для проведения противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодьях, и тем самым допускает произвольное возложение данной обязанности на различных участников отношений в сфере охотничьего хозяйства и сохранения охотничьих ресурсов.
Конституционный Суд РФ, в частности, отметил, что отсутствие в действующем законодательстве определенности в отношении субъекта, обязанного приобретать ветеринарные препараты (лекарственные средства) для противоэпизоотических мероприятий по защите диких животных от болезней в закрепленных охотничьих угодьях, обеспечение проведения которых согласно части 3 статьи 43 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возложено на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, заключивших охотхозяйственные соглашения, влечет за собой серьезные издержки в правоприменении, не поддающиеся исправлению посредством конституционно-правового истолкования, что не отвечает принципам правового государства, верховенства права и равенства перед законом.
Неоднозначность, неясность и противоречивость правового регулирования неминуемо препятствуют адекватному уяснению его содержания и предназначения, допускают возможность неограниченного усмотрения публичной власти в процессе правоприменения, создают предпосылки для административного произвола и избирательного правосудия, чем ослабляют гарантии защиты конституционных прав и свобод; поэтому самого по себе нарушения требования определенности правовой нормы вполне может быть достаточно для признания такой нормы не соответствующей Конституции РФ.  
Конституционный Суд РФ указал, что федеральному законодателю надлежит незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания части 3 статьи 43 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в вопросе о том, на ком из участников отношений в сфере охотничьего хозяйства и сохранения охотничьих ресурсов лежит обязанность приобретения лекарственных средств ветеринарного назначения для проведения противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодьях.
Впредь до внесения в законодательство об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений, вытекающих из настоящего постановления, приобретение лекарственных средств ветеринарного назначения для проведения противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодьях должно осуществляться в соответствии со статьями 3 и 5 Закона РФ "О ветеринарии" органами государственной власти за счет бюджетных средств.
 
Приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
Устанавливается, что программа производственного экологического контроля должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.
В приказе содержатся требования, предъявляемые к разделам, включаемым в программу, а также сведениям, включаемым в каждый из разделов программы производственного экологического контроля.
Отчет подлежит представлению ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным. Отчет предоставляется лицами, осуществляющими деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категорий, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления деятельности; а лицами, осуществляющими деятельность на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, - в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ.
Отчет может быть направлен в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя юридического лица или уполномоченного им должностного лица или индивидуального предпринимателя.
 
Постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 № 542 утверждена Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Согласно статье 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ                        «Об охране окружающей среды», на объектах, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется ликвидация накопленного вреда окружающей среде.
В соответствии с утвержденными Правилами, организация работ по ликвидации накопленного вреда включает в себя: проведение необходимых обследований объекта, в том числе инженерных изысканий; разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда; согласование и утверждение проекта; проведение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде; осуществление контроля и приемку проведенных работ по ликвидации накопленного вреда.
Правилами устанавливаются:
- требования к содержанию проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
- порядок разработки и согласования проекта;
- сроки проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
- механизм осуществления контроля за выполнением работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
- порядок приемки выполненных работ.
 
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2018 № 503 внесены изменения в Правила оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений.
Установлено, что к заявлению на выдачу разрешений на вылов водных биоресурсов прилагаются документы, подтверждающие соответствие судна, российского пользователя, а также собственника судна требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.
Указанные документы выдаются в порядке, определенном Минсельхозом России в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.10.2012 № 1023 «О реализации положений главы IX приложения к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения».
Уточнено также, что разрешение выдается при осуществлении рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации с предоставлением до 31 декабря 2018 года рыбопромыслового участка и (или) с выделением рыболовного участка.
Постановление вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, кроме отдельных положений, которые вступают в силу с 1 января 2019 года.
Отменено Постановление Правительства РФ от 03.05.2017 № 516           «О внесении изменений в Правила оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений».
 
 

Тверской межрайонный природоохранный прокурор
советник юстиции  Д.Е. Плеханов

Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура разъясняет

Федеральным законом от 28.12.2017 № 422-ФЗ внесены изменения изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законом уточняется состав материалов, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

Исключается требование о передаче на государственную экологическую экспертизу федерального и регионального уровня проектной документации объектов, капитальный ремонт которых планируется осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий.

Федеральным законом предусматривается перенос с 1 января 2018 года на 1 января 2019 года вступления в силу положений Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в части:

отнесения к объектам государственной экологической экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории;

обязательного оснащения стационарных источников объектов I категории (объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий) автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ.


Приказом Минприроды России от 21.08.2017 № 452 утвержден перечень информации, включаемой в отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении, формы и порядка представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, а также требований к формату отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении в электронной форме.

Так в отчете должна содержаться информация о: заготовке семян лесных растений для лесовосстановления и лесоразведения; заготовке семян лесных растений на объектах постоянной лесосеменной базы; заготовке улучшенных и сортовых семян лесных растений; создании лесосеменных плантаций; создании постоянных лесосеменных участков; отборе плюсовых лесных насаждений; отборе плюсов деревьев; создании маточных плантаций; создании архивов клонов плюсовых деревьев; создании испытательных культур; создании популяционно-экологических культур; создании географических культур; выращивании стандартного посадочного материала деревьев и кустарников для лесовосстановления и лесоразведения; посеве семян в питомниках; лесовосстановлении; дополнении лесных культур; уходе за лесными культурами; подготовке почвы под лесные культуры; лесомелиоративных работах; уходе за лесами;

лесоразведении; переводе лесных культур в покрытые лесной растительностью земли по результатам хозяйственной деятельности; о вводе молодняков в категорию хозяйственно-ценных древесных насаждений земли по результатам хозяйственной деятельности.

Отчет должен предоставляться ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом. В случаях, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в течение года не предусмотрены мероприятия по воспроизводству лесов и лесоразведению, отчет не предоставляется.

К отчету должны прилагаться материалы фото-, видеофиксации, дистанционного зондирования участка, на котором выполнены мероприятия по лесовосстановлению.

Отчет подписывается руководителем юридического лица, гражданином (индивидуальным предпринимателем), представляющим соответствующий отчет.

Утратившим силу признан Приказ Минприроды России от 20.01.2015 N 28 «Об установлении Порядка представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении и его формы».


Федеральным законом от 28.12.2017 № 422-ФЗ внесены изменения изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законом уточняется состав материалов, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

Исключается требование о передаче на государственную экологическую экспертизу федерального и регионального уровня проектной документации объектов, капитальный ремонт которых планируется осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий.

Федеральным законом предусматривается перенос с 1 января 2018 года на 1 января 2019 года вступления в силу положений Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в части:

отнесения к объектам государственной экологической экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории;

обязательного оснащения стационарных источников объектов I категории (объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий) автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ.


Приказом Минприроды России от 21.08.2017 № 452 утвержден перечень информации, включаемой в отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении, формы и порядка представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, а также требований к формату отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении в электронной форме.

Так в отчете должна содержаться информация о: заготовке семян лесных растений для лесовосстановления и лесоразведения; заготовке семян лесных растений на объектах постоянной лесосеменной базы; заготовке улучшенных и сортовых семян лесных растений; создании лесосеменных плантаций; создании постоянных лесосеменных участков; отборе плюсовых лесных насаждений; отборе плюсов деревьев; создании маточных плантаций; создании архивов клонов плюсовых деревьев; создании испытательных культур; создании популяционно-экологических культур; создании географических культур; выращивании стандартного посадочного материала деревьев и кустарников для лесовосстановления и лесоразведения; посеве семян в питомниках; лесовосстановлении; дополнении лесных культур; уходе за лесными культурами; подготовке почвы под лесные культуры; лесомелиоративных работах; уходе за лесами;

лесоразведении; переводе лесных культур в покрытые лесной растительностью земли по результатам хозяйственной деятельности; о вводе молодняков в категорию хозяйственно-ценных древесных насаждений земли по результатам хозяйственной деятельности.

Отчет должен предоставляться ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом. В случаях, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в течение года не предусмотрены мероприятия по воспроизводству лесов и лесоразведению, отчет не предоставляется.

К отчету должны прилагаться материалы фото-, видеофиксации, дистанционного зондирования участка, на котором выполнены мероприятия по лесовосстановлению.

Отчет подписывается руководителем юридического лица, гражданином (индивидуальным предпринимателем), представляющим соответствующий отчет.

Утратившим силу признан Приказ Минприроды России от 20.01.2015 N 28 «Об установлении Порядка представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении и его формы».


В соответствии со ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для вышеуказанных водных объектов устанавливаются зоны санитарной охраны.

В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

На территориях, на которых отсутствуют поверхностные водные объекты, но имеются достаточные ресурсы подземных вод, пригодных для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в соответствии с законодательством о недрах допускается в исключительных случаях использование подземных вод для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением.

Тверской межрайонный природоохранный прокурор советник юстиции Д.Е. Плеханов 


С 01 октября 2017 года при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере охраны окружающей среды вводится обязательное использование проверочных листов (списка контрольных вопросов)/

С 01 октября 2017 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 28.06.2017 № 762 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". В соответствии с указанными изменениями плановые проверки теперь можно проводить только по вопросам, включенным в проверочные листы.

Данная обязанность возложена на должностных лиц при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора) в сфере охраны окружающей среды (государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения; федеральном государственном надзоре в области охраны атмосферного воздуха; федеральном государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов; федеральном государственном экологическом надзоре; государственном земельном надзоре).

Проверочные листы должны содержать вопросы, затрагивающие предъявляемые к хозяйствующим субъектам обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Исключение составляют плановые проверки в отношении объектов, отнесенных к I категории в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, для которых данные требования будут применяться с 1 июля 2018 г.


Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов

Федеральным законом от 23.06.2016 № 206-ФЗ внесены изменения в Земельный кодекс РФ и Лесной кодекс РФ, а также в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Согласно изменениям использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства будет осуществляться на основании охотхозяйственных соглашений как с предоставлением, так без предоставления лесных участков. При этом допускается использование лесов без предоставления лесных участков, если оно не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или создание объектов охотничьей инфраструктуры.

Охотничья инфраструктура включает в себя охотничьи базы, дома охотника, егерские кордоны, иные остановочные пункты, лодочные пристани, питомники диких животных, кинологические сооружения и питомники собак охотничьих пород, стрелковые вышки, тиры, кормохранилища, подкормочные сооружения, прокосы, просеки, другие временные постройки, сооружения и объекты благоустройства, предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Одновременно сообщаем, что за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков предусмотрена администратиная ответсвенность по ст. 7.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа на граждан в размере от 20 до 50 тысяч рублей; на должностных лиц - от 50 до 100 тысяч рублей; на юридических лиц - от 200 до 300 тысяч рублей. 

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.

Тверской межрайонный природоохранный прокурор

младший советник юстиции Д.Е. Плеханов


Тверская межрайонная природоохранная прокуратура информирует

***

Федеральным законом от 03.07.2016 №353-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в части вопросов, касающихся осуществления гражданами общественного контроля в области охраны окружающей среды.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды, которые при осуществлении указанной деятельности взаимодействуют с общественными советами органов государственного лесного и экологического надзора.

Общественным инспекторам по охране окружающей среды выдаются удостоверения, а также предоставляется право на осуществление, в том числе, таких действий, как:

-фиксирование с помощью фото- и видеосъемки, правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования и направление соответствующих материалов, содержащих данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения, в органы государственного надзора;

-принятие мер по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений;

-сообщение в устной форме физическим лицам информации, касающейся совершения физическим лицом правонарушения в области охраны окружающей среды;

-участие в работе по экологическому просвещению населения.

Порядок организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды, а так же форма удостоверения, порядок его выдач, порядок взаимодействия общественных советов органов государственного лесного и экологического надзора и общественных инспекторов по охране окружающей среды, будут установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Изменения вступают в силу с 01.01.2017 года.


***

С 1 января 2017 года вступают в силу положения Федерального закона от 03.07.2016 № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В частности изменения вносятся в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которая будет дополнена новыми определениями «накопленный вред окружающей среде» и «объекты накопленного вреда окружающей среде».

Так, под накопленным вредом окружающей среде будет пониматься вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме; а объектами накопленного вреда окружающей среде будут являться территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.

Кроме того, в Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вводится новая глава «Ликвидация накопленного вреда окружающей среде», которая определяет порядок инвентаризации, оценки и учета объектов накопленного вреда окружающей среде.

Выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. При этом если выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, то учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - ГРОНВОС). ГРОНВОС ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Новыми положениями определен порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Указывается, что ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на объектах накопленного вреда окружающей среде, включенных в ГРОНВОС. При этом организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды.

Порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации (в настоящее время не принят).


***

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъясняется порядок рассмотрения административных дел по правилам КАС РФ для судов общей юрисдикции.

В указанном Постановлении рассмотрены вопросы, касающиеся: подведомственного судам общей юрисдикции, Верховному Суду РФ перечня дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, которые они рассматривают и разрешают, а также дел, которые не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ; подсудности административных дел, состава суда, прав и обязанностей лиц, участвующих в деле; доказательств и доказывания; производства по административным делам о вынесении судебного приказа и иные.

Признано не подлежащим применению Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

***

Наиболее распространенным видом административного наказания, назначаемого за совершение административного правонарушения, является административный штраф.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет его судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве.

Несвоевременная уплата административного штрафа образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25

КоАП РФ, санкция которого предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере, административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.


Тверской межрайонный природоохранный прокурор

мл. советник юстиции Д.Е. Плеханов


Информация Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры

27 октября в городе Твери состоялся круглый стол Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры на тему «Отходы: проблемы и решения».

Круглый стол проводился под председательством Волжского межрегионального природоохранного прокурора Селифанова В.В. с  участием прокурора Калужской области Гулягина А.Ю., прокурора Тульской области Козлова А.В., Северо-Западного транспортного прокурора Колесова О.А., прокурора Тверской области Росинского В.В., представителей органов исполнительной власти 15 субъектов Российской Федерации, региональных органов Росприроднадзора, Роспотребнадзора, уполномоченных по правам человека, уполномоченных по защите прав предпринимателей, научных и образовательных учреждений.

Всего в работе круглого стола приняли участие более 100 участников.

Проблема сбора, безопасной утилизации отходов производства и потребления является актуальной для всех без исключения регионов Волжского бассейна. Ежегодно в стране образуется более 5 млрд. тонн отходов. Количество образованных отходов значительно превышает темпы развития инфраструктуры для их переработки, использования, обезвреживания и утилизации. Загрязнение отходами создает угрозу не только окружающей среде, но и здоровью населения.

В силу поставленных Генеральным прокурором Российской Федерации Юрием Яковлевичем Чайкой задач надзор за исполнением законодательства об отходах является для органов прокуратуры приоритетным.

Как показывают прокурорские проверки, нарушения закона в этой сфере распространены повсеместно.

За последние три года Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой выявлено свыше 18 тысяч таких нарушений. С целью их устранения внесено 3 тысячи актов прокурорского реагирования, оспорено около 1 тысячи незаконных правовых актов, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено почти 1,5 тыс. лиц.

В ходе мероприятия участники обменялись мнениями по актуальным вопросам, обсудили наиболее острые проблемы в сфере обращения отходов производства и потребления, поделились опытом, как решаются эти проблемы в регионах Волжского бассейна. Также состоялось обсуждение проблем дальнейшего совершенствования законодательства в указанной сфере.

По результатам организованного мероприятия Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой будут подготовлены рекомендации и сборник материалов круглого стола.


Федеральным законом от 23.06.2016 № 206-ФЗ внесены изменения в Земельный кодекс РФ и Лесной кодекс РФ, а также в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно изменениям использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства будет осуществляться на основании охотхозяйственных соглашений как с предоставлением, так без предоставления лесных участков. При этом допускается использование лесов без предоставления лесных участков, если оно не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или создание объектов охотничьей ифраструктуры. 

Охотничья инфраструктура включает в себя охотничьи базы, дома охотника, егерские кордоны, иные остановочные пункты, лодочные пристани, питомники диких животных, кинологические сооружения и питомники собак охотничьих пород, стрелковые вышки, тиры, кормохранилища, подкормочные сооружения, прокосы, просеки, другие временные постройки, сооружения и объекты благоустройства, предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Одновременно сообщаем, что за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков предусмотрена администратиная ответсвенность по ст. 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа на граждан в размере от 20 до 50 тысяч рублей; на должностных лиц – от 50 до 100 тысяч рублей; на юридических лиц – от 200 до 300 тысяч рублей. 

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.

Тверской межрайонный природоохранный прокурор

младший советник юстиции Д.Е. Плеханов


Возможности публичного портала правовой статистики


Во исполнение Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в целях информирования населения о состоянии преступности в отдельных субъектах Российской Федерации и стране в целом разработан Публичный портал правовой статистики Генеральной прокуратуры (адрес в сети Интернет crimestat.ru).

Материалы, публикуемые на портале, демонстрируют динамику показателей по категориям преступлений, их социально-криминологической характеристике, результаты расследования. Размещенная информация основывается на показателях государственной статистической отчетности и данных международных организаций.

Для наилучшего использования основные сведения по рассматриваемым вопросам формируются в ежемесячных информационно-аналитических сборниках.

Указанные сведения представляются в открытых форматах и могут служить в качестве исходных данных для последующего использования.

Портал может быть полезен как для граждан, так и для общественных организаций, представителей СМИ и бизнеса, органов государственной власти.


Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура


Изменения в законодательстве в сфере обращения с отходами производства и потребления


В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2036 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Переходный период не распространяется на виды работ по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

Тверской межрайонный природоохранный прокурор

младший советник юстиции Д.Е. Плеханов


О разграничении компетенции между территориальными и природоохранными прокуратурами

27 апреля 2016 года Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура отмечает свое 26-летие. В настоящее время в состав Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры входят 16 межрайонных природоохранных прокуратур в 15 субъектах Российской Федерации, в том числе Тверская межрайонная природоохранная прокуратура, дислоцируемая в г.Твери.

У граждан нередко возникает вопрос, каким образом разграничивается компетенция между территориальными и природоохранными прокурорами, в связи с чем, разъясняю следующее.

В соответствии с п. 4 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 N 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» Волжский межрегиональный природоохранный прокурор осуществляет надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан природоохранными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющими свою деятельность в бассейне реки Волги, а также надзор за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по вопросам охраны окружающей среды и природопользования.

Совместным распоряжением Волжского межрегионального природоохранного прокурора и прокурора Тверской области от 19.09.2012 № 46/20р; 20.09.2012 № 118 определены города и районы Тверской области, расположенные в бассейне реки Волги, поднадзорные Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре.

На основании распоряжения Волжского межрегионального природоохранного прокурора от 04.12.2012 № 63/20р «О разграничении компетенции между Тверской и Осташковской межрайонными природоохранными прокуратурами» за Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой закреплены 4 городских округа: города Тверь, Торжок, вышний Волочек, Кимры, 15 муниципальных районов и входящие в их состав городские и сельское поселения: Бежецкий, Весьегонский, Вышневолоцкий, Калининский, Калязинский, Кашинский, Кимрский, Конаковский, Лесной, Лихославльский, Максатихинский, Молоковский, Рамешковский, Спировский, Торжокский.

Сообщая об изложенном, информируем жителей и гостей муниципального района о том, что по всем фактам нарушения природоохранного законодательства они могут обращаться в Тверскую межрайонную природоохранную прокуратуру по телефонам: 58-58-62, по адресу электронной почты tmpp_prokuratura@ mail.ru, либо по адресу: 170100 г.Тверь, пр-т Победы, д.35, а/я 672.

Тверской межрайонный природоохранный прокурор

младший советник юстиции Д.Е.Плеханов


Противопожарная безопасность

Правительством Российской Федерации 10.11.2015 принято постановление № 1213 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации», которым устанавливается запрет на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях.

Использование открытого огня и разведение костров на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса могут производиться при условии соблюдения требований пожарной безопасности, установленных настоящими Правилами, а также нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, принятыми по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Кроме того устанавливается запрет на выжигание в полосах отвода автомобильных дорог, полосах отвода и охранных зонах железных дорог, путепроводов и продуктопроводов сухой травянистой растительности, разведение костров, сжигание хвороста, порубочных остатков и горючих материалов.

Введение указанных ограничений связано с тем, что выжигание сухой травянистой растительности, особенно проводимое без соблюдения необходимых мер пожарной безопасности, наносит значительный ущерб землям сельскохозяйственного назначения и лесного хозяйства, ведет к повреждению лесных насаждений, снижению плодородия почв, возникновению многочисленных пожаров.

Принятое решение будет способствовать обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов, объектов инфраструктуры и лесного фонда.

Одновременно разъясняю, что нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (ч.2 ст.20.4 КоАП РФ).

Тверской межрайонный природоохранный прокурор

младший советник юстиции Д.Е. Плеханов


Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» (далее – Положение).

Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - деятельность в области обращения с отходами), в том числе, устанавливает лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами и к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, порядок получения лицензии, перечень необходимой для получения лицензии документации, определяет перечень грубых нарушений лицензионных требований, а также содержит иные положения.

Следует обратить внимание, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I-IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года. После 1 января 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года.

За несоблюдение указанных требований предусмотрена установленная законом ответственность (ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)).

Тверской межрайонный природоохранный прокурор

младший советник юстиции Д.Е. Плеханов


Информация о разъяснении законодательства о противодействии коррупции в СМИ муниципального образования.

Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О противодействии коррупции» устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Одним из основных принципов противодействия коррупции является применение мер по ее предупреждению не только государством и создаваемыми им структурами, но и иными институтами гражданского общества.

Частью 1 статьи 13.3 вышеназванного закона установлена обязанность организаций по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции.

Данное требование распространяется на все юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, то есть не только на предприятия и учреждения, созданные государством, но и общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и другие коммерческие и некоммерческие организации.

В число мер, рекомендуемых законом к применению в организациях, входят:

- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

- сотрудничество организации с правоохранительными органами;

- разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

- принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Согласно с п. 2 ст. 14 Закона № 273-ФЗ применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по реализации данных мер, размещенные на официальном сайтеwww.rosmintrud.ru (http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/employment/26).

И.о. Тверского межрайонного природоохранного прокурора

советник юстиции Д.В. Антонов


Особенности проведения плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства в 2016 – 2018 годах.

Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в Федеральный закон от 26.08.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» введена новая статья 26.1, которой установлены особенности организации и проведения в 2016 - 2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства.

Так, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не будут проводиться плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства.

В числе исключений - лица, осуществляющие виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, эксплуатирующие опасные производственные объекты и гидротехнические сооружения I или II класса опасности, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, I или II категории, управляющие организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, аудиторские организации.

Вместе с тем, в ежегодный план проведения плановых проверок могут быть включены лица, в отношении которых ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении их, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение положений указанной статьи.

При этом должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля перед проведением плановой проверки обязаны разъяснить руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю содержание положений данной статьи и в случае представления документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства, прекратить проведение плановой проверки, о чем составить соответствующий акт.

Проведение плановой проверки с нарушением требований статьи 26.1 Федерального закона от 26.08.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» отнесено к грубым нарушениям требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле, влекущем недействительность ее результатов.

Тверской межрайонный природоохранный прокурор

младший советник юстиции Д.Е. Плеханов


Информация по охране зелёного фонда


В связи с многочисленными обращениями и жалобами граждан, поступающими в Тверскую межрайонную природоохранную прокуратуру, по вопросам правомерности сноса зеленых насаждений в населенных пунктах проведен анализ федерального законодательства.

В соответствии со ст. 61 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.

Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

Вопросы озеленения территорий городов регулируются Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными приказом Госстроя России от 15.12.1999 № 153 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации» (далее – Правила).

В соответствии с п. 6 Правил обязанность по обеспечению сохранности насаждений, квалифицированного ухода за насаждениями, принятию мер борьбы с вредителями и болезнями согласно указаниям специалистов, обеспечению уборки сухостоя, вырезки сухих и поломанных сучьев и лечение ран, дупел на деревьях, возложена на землепользователей.

Пунктами 8.6.1, 8.6.2, 8.6.4 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона России от 27.11.2011 № 613, которыми должны руководствоваться органы местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы благоустройства территории муниципальных образований, также указано землепользователям на необходимость обеспечения содержания и сохранности зеленых насаждений с проведением обрезки и вырубки сухостоя и аварийных деревьев, вырезки сухих и поломанных сучьев, которые несут вследствие антропогенных воздействий реальную угрозу здоровью граждан, их имуществу, зданиям и сооружениям.

В силу п. 3.1.4.2 Правил надлежащий уход за зелеными насаждениями включает в себя и своевременное удаление старых, больных, усыхающих и поврежденных ветвей деревьев.

При этом при спиливании (удалении) древесных пород необходимо следовать нормативам, определенным п.п. 3.1.4.14-3.1.4.17 Правил, только после проведения обследования зеленых насаждений, составления акта обследования.

Указанные выводы подтверждаются, в том числе судебной практикой.

Так, решением Пермского краевого суда от 03.04.2013 по делу № 33-2168 удовлетворены требования гражданина Т. к БУ МО «Лысьвенское городское поселение» о возмещении имущественного вреда, причиненного повреждением автомобиля в результате падения дерева. В своем решении суд со ссылкой на п.6.1 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя России от 15.12.1999 № 153, констатировал, что причиной падения дерева стало ненадлежащее исполнение муниципальным образованием, являющимся землепользователем, своих обязанностей по содержанию объектов озеленения, в частности, по валке перестойных и опасных деревьев.

Определением Московского областного суда от 08.07.2014 г. по делу № 33-14600 оставлено в силе решение Коломенского городского суда Московской области от 13.02.2014, которым удовлетворены требования истца к ЖСК «Прогресс-2» о возмещении ущерба, причиненного гражданину ввиду ненадлежащего содержания организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, придомовой территорией. В определении суда также содержится ссылка на неисполнение данной организацией п.6.1 Правил.


Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов

Конституционный Суд Российской Федерации проверил конституционность положений части 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации» (далее – закон № 209-ФЗ, постановление КС РФ от 25.06.2015 №17-п).

По мнению Верховного Суда Российской Федерации, спорная норма законодательства, допуская возможность заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на срок, превышающий срок действия долгосрочных лицензий на пользование животным миром, ставит юридические лица, не имеющие соответствующих лицензий, в менее выгодное положение в отношении доступа к предпринимательской деятельности в сфере охотничьего хозяйства по сравнению с владельцами долгосрочных лицензий, что противоречит статьям 8 (часть 1) и 34 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Конституционный суд РФ признал ч. 3 ст.71 Закона № 209-ФЗ неконституционной, мотивировав свое решение тем, что спорная норма законодательства порождает неоднозначное толкование и, следовательно, произвольное применение содержащихся в ней положений.

Конституционный суд РФ постановил федеральному законодателю принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания ч. 3 ст. 71 Закона № 209-ФЗ.

Впредь до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений применение ч. 3 ст. 71 Закона № 209-ФЗ приостанавливается.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в установленном порядке инициировавшие процедуру заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона, вправе завершить ее с применением правил, предусмотренных в ч. 1 ст. 27 Закона № 209-ФЗ.

Что касается охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с ч. 3 ст. 71 Закона № 209-ФЗ к моменту провозглашения настоящего Постановления, то они пересмотру (изменению, отмене) в связи с их заключением на установленные на основании ч. 1 ст. 27 данного Федерального закона сроки их действия, в том числе в случае судебного оспаривания, не подлежат.

Тверской межрайонный природоохранный прокурор

младший советник юстиции Д.Е. Плеханов