Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Администрация Калязинского района
официальный сайт

Не зарастёт народная тропа

14.06.2017

Не зарастёт народная тропа

6 июня по случаю Пушкинского Дня России в селе Никитском состоялся ежегодный праздник поэзии на берегу Волги.

DSCN3645.JPG

DSCN3646.JPG

Село Никитское Калязинского уезда входит в знаменитое «Пушкинское кольцо Верхневолжья» Тверской земли. В начале XIX в. в Никитском располагалось имение родовитых дворян Ушаковых, в 1775 г. здесь была освящена церковь Казанской иконы Божией Матери с приделами Преображения Господня и мученика Никиты (ныне на её месте - поклонный крест).

Сведения о приезде А.С. Пушкина в Никитское к любимой девушке носят легендарный характер, но опираются частично и на реальные факты: предположительно юный Александр Сергеевич, влюблённый в дочь хозяина усадьбы, посещал имение Ушаковых в 1820-х гг.

Постройки усадьбы не сохранились, имеются остатки парка на высоком берегу Волги, здесь в 1976 г. установлен бюст А.С. Пушкина. Пушкинский праздник в Никитском, привлекающий много участников и гостей, проводится в июне ежегодно уже с 1974 года.

Летом 2002 года вместо прежнего храма, разрушенного в конце 1930-х гг., была возведена часовня Казанской иконы Божией Матери. Внутренние росписи выполнены в технике альфреско на тему житий Макария Калязинского, Анны Кашинской, великомученика Никиты. Идея строительства и организация работ, а также сбор средств и собственные пожертвования на строительство часовни - всё это личный вклад нашего жителя, подвижника Александра Алексеевича Колосова.

Лития в память поэта, а теперь и в память почившего в 2015 году строителя часовни, служится 6 июня, в Пушкинский день России. Перед концертной программой участники мероприятия - школьники, ветераны и работники администраций района и Алфёровского сельского поселения возложили цветы к памятнику А.С. Пушкину.

Настоятель калязинского храма Вознесения Господня протоиерей Владимир Мужичковский в приветственном слове к собравшимся отметил, как важно помнить пример Великого поэта - его любви к России, родной земле. Спустя века мы помним Пушкина, хотя он не оставил на земле ничего материального. Потому что он воздвиг, как в его пророческих строках написано, «памятник... нерукотворный», - мудрые по содержанию и гениальные до простоты по форме произведения русской литературы. И народная память о Пушкине будет вечной.

О высоте, на которую вознёс русскую речь поэт, говорил и глава района К.Г. Ильин. Школьников Константин Геннадьевич призвал беречь великое русское слово от подмены иностранными словами, защищать и сохранять от засорения наш родной язык. Многие стихотворения Пушкина наизусть знает каждый россиянин, некоторые фразы из его произведений давно стали общеупотребительными. Гений поэта положил начало отечественной классической литературе во всем ее многообразии. Но величие поэта, прежде всего, в том, что он придал мощный импульс развитию самосознания, мировоззрения русской нации и ее базовых ценностей.

До революции многие русские классики противостояли агрессивному наступлению либералов, понимая губительность их идей. Это Крылов, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тютчев, Фет, Полонский, Аксаковы, Киреевский, Хомяков, Достоевский, Гончаров и многие другие. Как Пушкин способствовал сохранению России в поле традиционных ценностей, можно проследить по его гениальным произведениям, наглядный анализ которых дан нашим современником, Николаем Алексеевичем Лобастовым, преподавателем литературы высшей категории из Нижегородской области (статья «О русской литературе»).

Декабристы спорят о том, надо ли убивать самодержца, - Пушкин отвечает «Борисом Годуновым», где, следуя за Ветхим Заветом, связывает вопрос власти с нравственной легитимностью.

Дворяне все больше отходят от принципа служения государству - он создает «Медного всадника», в котором герой уже перестает осознавать свое дворянство как служение и потребительски относится к своему государству.

Французы упорно доказывают, что прогресс принесет и нравственность - Пушкин отвечает «Сказкой о рыбаке и рыбке», где старуха, становясь богаче, становится и злее.

Все кричат о свободе любви - Пушкин дает целую плеяду русских Татьян и Маш, верных нравственному долгу.

Романы и стихи заполняются чувственной любовью - Пушкин в «Сценах из Фауста» дает точное определение такой любви - «бред» и «самообман».

Запад упорно твердит о справедливости - наш поэт отвечает им «Моцартом и Сальери».

Все устремления образованной части дворянства обращены на культурный Запад - Пушкин рисует им Онегина, оторванного от религиозных корней своего народа «скитальца» (как называл его Достоевский), успешного, образованного, креативного, - но несчастного и одинокого.

На восторги от Французской революции поэт отвечает «Капитанской дочкой», где упоение свободой сравнивает с питанием падалью...

Главный герой книг Пушкина - промысел Божий. Ибо ничто в жизни не происходит случайно - ни события, ни встречи, всё имеет смысл, всё промыслительно для человека. Основное устремление - в лоно незыблемых нравственных норм. Он видит и главную опасность - либерализм. «Лет 15 тому назад, - пишет он в статье «О народном воспитании», - мы увидели либеральные идеи; литературу, превратившуюся в рукописные пасквили на правительство и возмутительные песни; наконец, и тайные общества, заговоры, замыслы более или менее кровавые и безумные». Как видим, мудрый Пушкин ощущает прямую связь между либеральными идеями и кровавыми заговорами.

Благодаря творениям Александра Сергеевича формировались дух и духовность народов нашей великой державы, осознавших себя единой созидательной силой, и поэтому он в народном почитании остаётся первым из великих русских поэтов.

Сотрудники Калязинской центральной библиотеки подготовили к празднику литературно-музыкальную композицию «Что за прелесть эти сказки!». Поэтические строки перемежались с элементами викторины и звуками классической музыки, которая сказочно разливалась с высокого берега по широкой волжской глади.

 

М. Вербина


Возврат к списку