Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Администрация Калязинского района
официальный сайт

Наша земля - корнями в небо

01.03.2016

Наша земля - корнями в небо

26-27 февраля в поселке Борисоглебский Ярославской области прошли XVI Всероссийские Иринарховские Чтения, куда был приглашён глава Калязинского района, кандидат исторических наук Константин Ильин.

Организаторами Чтений являются Ярославская митрополия, Союз писателей России, Администрация Борисоглебского района, Борисоглебский мужской монастырь, Борисоглебское отделение Международного фонда славянской письменности и культуры, Ивановская на Лехте школа и Борисоглебская средняя школа № 2. Первые чтения состоялись в 1998 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. За эти годы Чтения стали значительным явлением научной, православной и общественной жизни России. В них принимают участие видные ученые, священство, писатели, военные, педагоги, казачество. Чтения неизменно связаны с именем святого Иринарха, с периодом Смутного времени.

206.jpg

209.jpg

301.jpg

305.jpg

Нынешние Чтения были посвящены 400-летию преставления преподобного Иринарха и историческому периоду, в котором жил святой, а также значению присутствия преподобного Иринарха в современной жизни. Участие в Чтениях приняли ведущие историки страны, специализирующиеся на данном периоде истории, из Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Калуги, Саратова, Ярославля, Калязина, Углича, Ростова Великого: доктора наук, писатели, посвятившие свои произведения Смутному времени, работники музеев, краеведы, педагоги, общественные деятели. Константин Геннадьевич Ильин выступил на пленарном заседании «Преподобный Иринарх и его время» с докладом на тему «Святые подвижники и возрождающаяся Россия», выдержки из которого предлагаем нашему читателю.


«Калязинский район Тверской области тесно связан с Борисоглебским районом Ярославской как в наше время, так и во времена 400-летней давности. Нас объединяют наши святые - преподобные Макарий и Иринарх. Они помогали и помогают нам, спасают своим заступничеством, своими молитвами за нас, за многострадальную Землю Русскую».

Из жития Преподобного Иринарха, затворника Ростовского, мы знаем, что Святой был воспитан в благочестивой крестьянской семье. С юных лет он мечтал подражать подвигам преподобного Макария Калязинского, в 6 лет он сказал матери: «Как вырасту, так постригусь и стану монахом; буду носить на себе железа и трудиться ради Бога...» Так семена православного благочестия и святости, посеянные преподобным Макарием Калязинским столетием раньше того, проросли и продолжали приносить добрый плод.

Тяжкими и долгими подвигами монах-затворник Иринарх привлёк благодать Божию и дар горячо молиться за свой народ. Именно в это время - время великой Смуты начала 17 века - явились на Русь враги, стали завоевывать города, избивали жителей, грабили монастыри и церкви. В столь тяжелое лихолетье преподобный Иринарх вдохновлял соотечественников на ратный подвиг, вселял в них уверенность в победе русского оружия.

С трагическими событиями Смутного времени тесно связана и история Троицкого Калязина монастыря, основанного преподобным Макарием Калязинским. Монастырь стал главным оплотом войск I ополчения, центром подготовки русских войск для этого великого сражения и последующих освободительных побед. М.В. Скопин-Шуйский - одна из выдающихся личностей, оставшихся в истории России на века, с именем которой связан Калязинский край. Тогда, в это сложнейшее для страны Смутное время, юный 23-летний полководец Михаил Скопин-Шуйский со своими соратниками смог поднять на борьбу с иноземцами дворян, монахов, посадское население и простой крестьянский люд, начав объединение земель русских. И именно с этого исторического события начало формироваться народное ополчение, которое впоследствии спасло Россию от Смуты и разорения. Михаил Васильевич в августе 1609 года перед решающим сражением против польско-литовских оккупантов брал благословение и просил молитв у преподобного Иринарха Затворника. После этой победы под стенами Троицкого Калязинского монастыря началось освобождение городов, была освобождена Троице-Сергиева Лавра, осаждаемая иноземцами в течение 16 месяцев.

Одной из наиболее уникальных фигур тушинского периода Cмуты предстаёт воевода Давид Васильевич Жеребцов, сделавший неимоверно много для разгрома сторонников Лжедмитрия II. Жеребцов сыграл решающую роль в освобождении Троицкого Ипатьевского монастыря в Костроме и обители Преподобного Сергия Радонежского. Позднее, 2 мая 1610 года, польский воевода Лисовский со своим многочисленным отрядом вероломно напал на Калязин монастырь, уничтожил Д.Жеребцова и всех немногочисленных защитников монастыря (68 человек) и разграбил крепость. В эту годину Смуты и междоусобиц в русской земле именно православная вера и только она смогла объединить людей на защиту Отечества. Сапега и его войска, пренебрегшие советом преподобного Иринарха оставить пределы Российские, сложили свои головы на Русской земле. А через несколько десятилетий усилиями русских мастеров Троицкий Калязин монастырь был заново отстроен.


«Уроки Смутного времени для нас актуальны сегодня, - подчеркнул К.Г. Ильин. - Важно помнить, что русский народ всегда был непобедим со своей православной верой. Она помогала ему оборонять свою землю и трудиться ради блага Отечества...

Без мощного стержня духовности, нравственности, патриотизма, извлечения уроков истории - нам с вами не одолеть современную смуту, которая более коварна, чем предшествующие».

«Долгие десятилетия многие трагические и вместе с тем славные страницы нашей истории замалчивались, многие славные победы богоносного русского народа и сегодня не известны современникам. Но последние десятилетия Калязинский район духовно возрождается».

Константин Геннадьевич рассказал участникам Чтений о том, что было сделано совместными усилиями руководства Калязинского района, общественных сил и инициативных граждан за последние десятилетия. Вот лишь сокращённый перечень событий, продолживших историю православия на нашей земле. Построена часовня на острове в память о Троицком Калязинском монастыре, открыт памятник преподобному Макарию Калязинскому, перенесён стадион с территории кладбища, где, по преданию, были похоронены участники битвы с польскими интервентами под стенами Свято-Макарьевского монастыря, открыт памятник юному полководцу Михаилу Васильевичу Скопину-Шуйскому, воздвигнут Поклонный Крест в честь воеводы Давида Жеребцова, павшего при защите монастыря. Ежегодно проводятся мероприятия, посвященные истории Калязинского края, новым улицам города присвоены имена выдающихся деятелей: улица Скопина-Шуйского, Давыда Жеребцова, Ивана Никольского - основателя краеведческого музея, сберёгшего святые мощи Макария от поругания.

В течение 2000-2010-х годов Вознесенский храм был восстановлен из руин, а 14 июня 2012 года в рамках XIV Волжского крестного хода по благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора святые мощи Макария были возвращены в г. Калязин. Это долгожданное событие стало значимым не только для нашего района, но и для всех православных земляков».


«Сегодня у Калязинской земли стало много памятных дат и великих событий, которым ежегодно уделяется особое внимание. Мы верим, - отметил Константин Геннадьевич, - что все наши труды дадут со временем добрые плоды, что молодое поколение продолжит сердцем и умом любить Россию, защищать свою землю как от врага видимого, так и от раскола и проникновения и ересей, сохраняя верность родному Православию».

В завершение доклада, говоря о значении святых для современной жизни, глава нашего района поделился цитатой из книги братьев Гниденко В.М. и А.М. «Рыцари православия. Правда о казачестве», которая в настоящее время готовится к печати:

«Наши корни не только в земле. Наши корни вверху. Там Господь в силах, там Матерь Божия, святитель Николай, игумен Земли Русской преподобный Сергий и многие сонмы праведных сродников наших, угодивших Богу жизнью и стяжавших дерзновение в молитве к Нему. Их молитвами для нас открыто Небо, лишь бы не отпасть от этой живительной силы, без которой мы умираем и умрем совсем как народ, если не осознаем, что корни наши в Небе».


Возврат к списку