Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Администрация Калязинского района
официальный сайт

Российское образование сегодня: традиции, проблемы, пути развития

06.04.2016

Российское образование сегодня: традиции, проблемы, пути развития

1 апреля 2016 года в рамках «калязинских дней» «Русского Собрания» в Городской средней общеобразовательной школе Калязина прошёл Муниципальный Круглый стол «Российское образование сегодня: традиции, проблемы, пути развития»

1. Круглый стол для педагогов.JPG

Инициатором мероприятия стал Глава Калязинского района Константин Геннадьевич Ильин, главным докладчиком - доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук, автор научно-публицистических трудов, посвящённых вопросам современного образования, Всеволод Юрьевич Троицкий. В работе «круглого стола» приняли участие начальник Управления развития образования и обеспечения деятельности образовательных учреждений министерства образования Тверской области Марианна Леонидовна Шлинчак, члены МОО «Русское Собрание», а также педагоги Калязинского района.


Глава Калязинского района Константин Геннадьевич Ильин рассказал о встрече Русского Собрания с жителями Калязинского района, которая состоялась накануне в форме Конференции, целью которой было обсуждение задач патриотических сил России, в числе которых одной из ведущих является - воспитание наших современников и последующие поколения в любви к Отечеству. Слово о сущности деятельной любви к Отечеству, а также свой взгляд на состояние российского образования представили собравшимся члены «Русского Собрания» - иерей Сергий Карамышев, публицист, настоятель храма Св. Троицы п.Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии, и Кассин Олег Юрьевич, председатель движения «Народный Собор» из г.Москва.

4. О.Ю Кассин.JPG

Современная система образования переживает сложные времена. Учёный всероссийского масштаба, автор книг «Пути русской школы», «Защита русской школы» В.Ю. Троицкий представил краткий, но исчерпывающий анализ негативных явлений, происходящих в отечественном образовании с момента, когда стала разрушаться советская школа и внедряться чуждая система.

2. Выступает В.Ю..JPG

3. Профессор В.Ю. Троицкий.jpg

Всеволод Юрьевич для размышления о происходящем ныне с русской школой считает необходимым исходить из понимания общемировых процессов. Процессы, происходящие в российском образовании сегодня как бы «сами собой», на самом деле имеют корни в мировой политике, отметил В.Ю.Троицкий. Он перечислил ряд международных актов (ставших основой образовательных реформ и в России), которые ставят цели, прямо противоположные идее национальной школы. Один из документов прямо заявляет, что «сознание людей должно избавиться от исторических и национальных духовных ценностей».

В традиционной отечественной школе (русской, потом советской) к пониманию мировых истории, культуры, литературы предполагалось приводить через изучение родной истории и литературы, а уважение и миролюбие к народам Земли - воспитываться через любовь к своему народу и традициям, к той земле, на которой человек рождён. Любовь к своей земле - базовая характеристика человека, без любви к Отечеству человек не может считаться полноценным, развитым, образованным. На этом утверждении выросла, процвела и дала огромный плод великих учёных, ярких, величайших открытий во всех областях науки наша отечественная русская школа.

Сегодня часто говорят, что «образовательные инновации не адаптированы под российский менталитет», и в самой этой формулировке прослеживается навязывание нам - новой системы. Системы выхолощенной, изначально предполагающей организацию в любой стране такого образования, которое будет формировать людей с колониальным мышлением, воспитывать «Иванов, родства не помнящих».

По мнению В.Ю. Троицкого, тяжелейшее состояние образования не даёт нам права на иллюзию - нет никакого прогресса, а с 1991 года до сего дня мы можем говорить лишь о сдерживаемом разрушении отечественного образования. Горько при мысли, от какого богатого наследия (и методического, и содержательного) по каждому предмету вынуждают нас отказываться невежи-реформаторы. Вот лишь ОДИН пример. Когда в нашей стране отказались от преподавания математики по учебникам А.П.Киселёва, по ним продолжали преподавать в лучших школах США.

Проблем в «реформированном» российском образовании накопилось достаточно. Сегодня методология, технология (особенно программ гуманитарного цикла) - всё стоит на рельсах «колониальной школы». Но необходимо надеяться на возрождение в будущем национальной школы. Это возрождение, по мнению Всеволода Юрьевича, необходимо будет начинать с позиций образования начала 80-х годов. Между тем, педагог в своей работе обязан следовать требованиям принятого законодательства, а значит руководствоваться стандартами и нацеливать учеников на успешную сдачу ЕГЭ. И ему требуется большой талант и любовь к профессии, чтобы при этом сохранить приверженность и следовать в своей работе, по мере возможности, принципам отечественной педагогики.

Центральная и важнейшая задача каждого педагога сегодня - не упустить главное звено, отличающее традиционную отечественную школу от колониальной. Речь о патриотическом воспитании, которым должен быть пронизан весь процесс преподавания. Особенное внимание необходимо уделять преподаванию таких дисциплин как русская литература и русский язык. Самый базис, так называемый «канон», сберегающий взаимосвязь поколений, включает основные произведения классической русской литературы, которые освещают вопросы жизни, столетиями и до сего дня значимые для нас.

В.Ю. Троицкий также подчеркнул, как важно школе не уступать среде, окружающей учеников, но противостоять ей. Этому может, в частности, способствовать простой приём - обязательное заучивание наизусть нескольких стихотворений русских писателей (соответствующих возрастным интересам ребят) в неделю. Постепенно поэтическое слово наполнит духовную сферу человека, будет оберегать его во всех ситуациях жизни.

Кроме того, учёный обратил внимание присутствующих на то, как через средства массовой информации сегодня ведётся мощнейшая работа по подмене понятий. И как важно учителю-словеснику противостоять этому, неустанно возвращая базовым понятиям, составляющим норму жизни нашего народа, их истинные смыслы. В первую очередь, необходимо чётко и просто формулировать ученикам, что есть духовность (как способность знать и чувствовать, что помимо материального мира есть и нематериальный ценности), что есть культура (через её признаки, поскольку формулировки множественны и размывают смысл, а на самом деле всё просто: если нет иерархии ценностей - разрушается и культура, если примешивается к добру зло - уже нет культуры, если человек «совершенный новатор» во всём - нет культуры!).

Противостоять СМИ, их разрушающему национальную культуру, традиции и нравственность влиянию педагог обязан ежедневно и сам, вместе с учащимися, вместе с родителями. На ярких, запоминающихся примерах необходимо раскрывать детям значение слов идеал, святость, рассказывать примеры, что есть ответственность, что есть честь.


В продолжение встречи прозвучали доклады педагогов района:

Духовно-нравственный потенциал детей и молодёжи - основа жизни и безопасности России», заместитель директора по воспитательной работе Зареченской основной школы Оксана Владимировна Гусева,

-«Воспитание и обучение детей и молодёжи в условиях неконтролируемой информационной среды», учитель информатики Городской средней школы Любовь Леонидовна Волкова,

-«Историко-культурный стандарт: концептуальные подходы, содержание и реализация», заместитель директора по образовательному процессу Городской средней школы Любовь Владимировна Малярова,

-«Преподавание русской словесности в современной школе», учитель русского языка и литературы Городской средней школы Татьяна Владимировна Мухортова.

-«Роль внеурочной деятельности учителя-словесника в духовно-нравственном воспитании учащихся», учитель русского языка и литературы Городской основной школы Ирина Петровна Николаева.

Рассказывая о приоритетах развития Тверского образования, начальник Управления развития образования и обеспечения деятельности образовательных учреждений министерства образования Тверской области Марианна Леонидовна Шлинчак отметила, что данное мероприятие значительно отличается от ведомственных, и поблагодарила профессора В.Ю. Троицкого за предоставленную педагогам возможность более широко взглянуть на проблемы и задачи современной школы.

По окончании работы «круглого стола» были приняты рекомендации, в которых говорится об актуальности сохранения в современном российском образовании лучших традиций русской школы, о необходимости совершенствования работы школы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи.

Подводя итоги работы Круглого стола, В.Ю. Троицкий отметил, что высказанная им критика нацелена главным образом на просчёты столичных школ, в которых подчас погоня за показателями сдачи ЕГЭ, к сожалению, является едва ли не единственной движущей силой. Прозвучавшие доклады калязинских педагогов-практиков подают надежду на возрождение со временем отечественной школы в её лучших традициях. Всеволод Юрьевич пожелал всем успехом в этом общем деле.


Проблема разрушения нашей национальной школы - не узкий вопрос педагогического сообщества. Уже сегодня эта беда так или иначе коснулась каждой семьи. Начиная от ставших нормой проблемы домашних заданий, над которыми каждый вечер вынуждена сидеть едва ли не треть взрослого населения страны, и трудностей у ребят в освоении школьного курса вплоть до необходимости заниматься с репетиторами, - до негативных проявлений (например жестокости, агрессии) в подростковой среде. Махина, душащая традиционные принципы, методики преподавания, основанные на возрастных, индивидуальных особенностях, интересах учеников, огромна. Однако именно точечное противостояние ей - преданными профессии учителями - способно сдерживать негативные последствия горе-реформирования. И вопреки всему - давать прочные знания и учить добру наших школьников. Состоявшийся круглый стол - тому подтверждением, доклады учителей, несмотря на все перечисляемые ими трудности, заканчивались искренним оптимизмом. Те, кто каждый день стоит перед детьми у доски, не могут не иметь крепкой надежды в сердце.

Разговор с таким профессионалом как В.Ю. Троицкий, прекрасно понимающим не только проблемы рядового учителя, но и их корни, способным не только детально и грамотно прокомментировать весь спектр возникающих вопросов, но и дать рецепты выправления ситуации - большое дело. Было бы полезно продолжить такие встречи.


М. Вербина


Возврат к списку