Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Администрация Калязинского района
официальный сайт

АВИАКАТАСТРОФА НАД КАЛЯЗИНОМ. 19 ЛЕТ СПУСТЯ.

19.11.2020

АВИАКАТАСТРОФА НАД КАЛЯЗИНОМ. 19 ЛЕТ СПУСТЯ.

В пресс-службу администрации района часто обращаются с просьбами областные СМИ в процессе подготовки информационных материалов, связанных с Калязинским районом.

На сей раз журналисты издания «Аргументы и факты» в Твери» вспомнили события почти двадцатилетней давности.

19 ноября 2001 года, в понедельник, в небе над Калязином произошла авиакатастрофа, которая унесла жизни 27 человек. После 6 часов полета, около 21.20 по московскому времени, когда борт 75840, принадлежавший компании «ИРС-Аэро», уже подлетал к столице, он исчез с экранов радаров недалеко от деревни Захаровка (ныне Старобисловское сельское поселение).

Как сообщали вечером после происшествия федеральные СМИ, старенький Ил-18 в тот день должен был выполнить чартерный рейс и доставить пассажиров из Хатанги в московский аэропорт «Домодедово».

По информации руководства Хатангского района, на борту разбившегося Ил-18 находились легендарный полярный летчик - командир местного авиаотряда Владимир Овчинников, его первый заместитель Вячеслав Гырля, отец предпринимателя и владельца самолета Анатолий Кучеренко, а также трое граждан Украины, строившие в Хатанге православный храм, и участники полярной экспедиции.

Уже на последних минутах полета, в 21 час 17 минут, как было установлено потом специалистами, сломался руль высоты, который работал на автопилоте, из-за чего авиалайнер наклонился к земле под углом 40-42 градусов и начал пикировать. Пилотам пришлось приложить нечеловеческие усилия, чтобы выровнять воздушное судно, несущееся к земле со скоростью 580 километров в час. В попытке избежать трагедии, кто-то из них, не заметив куда упирается, нажал на левую педаль, которая управляет рулем направления, из-за чего начал развиваться левый крен. В сложившейся ситуации избежать катастрофы было уже невозможно. Самолет при левом крене 19 градусов летел к земле со скоростью 850 километров в час. В 21 час 19 минут Ил-18В врезался в землю и полностью разрушился. Все 18 пассажиров и 9 членов экипажа погибли. Сразу же после катастрофы была начата проверка, в ходе которой специалисты выявили ряд нарушений по техническому состоянию воздушного судна. Так выяснилось, что срок использования всех четырех двигателей истек, а их дубликаты были заведены с нарушениями.

В результате аварии самолет разрушился полностью. Как рассказывали очевидцы тех событий, сразу прибывшие на место трагедии, обломки самолета и тела погибших были разбросаны в радиусе 3 км.

По словам представителей МАК, которые также прибыли на место происшествия в Калязин, первые сведения, полученные с места падения Ил-18, были очень противоречивы. С одной стороны, очевидцы - жители местных деревень вроде бы видели вспышку в небе и слышали взрыв. С другой - в точке гибели самолета срезаны верхушки деревьев, что является показателем планирования лайнера. Поэтому первоначально не исключалась даже версия о теракте. Тем более время тогда было такое, что после «11 сентября 2001 года» все только и говорили об угоне самолетов террористами.

За все время использования данной модели самолета Ил-18В считался одним из самых надежных гражданских авиалайнеров. В итоге экспертной комиссией было принято решение прекратить эксплуатацию Ил-18В, и после этого происшествия близ Калязина он был навсегда перестал использоваться для гражданских перевозок.

С момента трагедии прошло уже 19 лет. Тогда этот случай долго обсуждался всеми нашими жителями, многие из любопытства еще долго ездили на место происшествия. Некоторые до сих пор вспоминают, как в тот вечер даже в Калязине был слышен хлопок и гул падающего самолёта.

Чтобы подготовить статью о той авиакатастрофе, областные журналисты попросили нас выяснить, есть ли месте трагедии какой-то памятный знак, памятник. По словам сотрудников администрации Старобисловского сельского поселения, да, небольшой камень с табличкой рядом с местом крушения имелся, видимо установленный родственниками погибших. И мы попробовали его отыскать. А сделать это было довольно непросто - места там сейчас труднопроходимые, деревни уже практически нет, все поросло высокой травой, кустами. Столько лет прошло! И только благодаря неравнодушному отношению к нашей просьбе помочь местного жителя деревни Аверково Евгения Ивановича Балакирева, который хорошо знал эти места и когда-то сам видел этот памятник, удалось найти памятный крест, установленный на поле близ деревни Браниха, где и потерпел крушение самолет.

Место это высокое, на берегу реки Жабня, а вокруг ни души, что вызывает особенные чувства грусти и пустоты... На металлическом кресте прикреплены две таблички: одна посвящена девяти членам экипажа, другая - пассажирам самолета. Все они названы здесь пофамильно. Установлены венки. И мы, оказавшись рядом с этим местом, сделав фотографии, зажгли поминальные свечи в память о погибших здесь людях.

В следующем году со дня авиакатастрофы минет уже 20 лет. Быть может родственники вновь приедут на место гибели своих родных. Важно, чтобы и нами оно не забывалось, все-таки авиакатастрофа унесла жизни 27 человек, и это крупная трагедия, произошедшая в нашей районе.

Я. Сонина

DSCN7600.JPG  DSCN7648.JPG  DSCN7649.JPG

DSCN7613.JPG  примерное место падения рядом с деревней Браниха.JPG  самолет 1.jpg


Возврат к списку